-
Возникновение, эволюция, сущность и функции налогов
Между тем в теории до сих пор в полной мере не раскрыта экономическая природа налога. Более того, неоднозначное определение понятия "налога" приводит к дискуссии вокруг следующих практических проблем налогообложения: построения современной налоговой системы, ее структуры, роли в хозяйственной жизни страны, взаимодействия с ценообразованием, кредитованием, бюджетным финансированием, валютным регулированием, денежным обращением.
Современное налоговое законодательство чаще всего трактует понятие "налог" и другие платежи исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. Такое толкование налога предопределяет расширительное, а порой и вольное определение границ налоговых отношений. В результате налоги подгоняются под существующую величину государственных расходов без учета реальных возможностей воспроизводства и общественных потребностей.[43, с.9]
Эволюция налоговых форм подтвердила, что такие налоговые конструкции в большинстве случаев сдерживали развитие экономики и не способствовали удовлетворению общественно необходимых потребностей. Налог, опосредствуя экономические отношения между государством и плательщиками, призван обеспечить не только доходы государства, но и регулировать, воспроизводить, стимулировать экономику в целом. Налоги должны способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс. Недостатки отечественной налоговой системы заключаются в том, что она включает наряду с налоговыми и такие формы принудительного изъятия денежных средств, которые не имеют никакого отношения к налогу как объективной категории. Подобное построение налоговой системы противоречит принципам налогообложения, оно не реализует экономический потенциал налога как экономической категории: различать налоговые и неналоговые формы изъятия необходимо, чтобы строить оптимальную налоговую систему.
Исторически сложилось утверждение о том, что налоги - это элемент общегосударственных финансов. Но данное утверждение следует рассматривать как односторонний подход к определению роли и места системы налогообложения. Оно свидетельствует лишь о фискальном содержании налогообложения. Но природа налогов предопределена законами воспроизводства. Как категория перераспределения налоги зависят прежде всего от условий роста или снижения всего совокупного дохода общества. Налоги нельзя связывать только с использованием бюджетных ресурсов.[43, с.12]
Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (оборонную, политическую, экономическую, внешнеэкономическую, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений. Такие же тенденции характерны и для Республики Беларусь.[43, с.14]
Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.[43, с.15]
Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы, а налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории - государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и т. д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся, как уже упоминалось, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.
Во-первых, движение стоимости в налоговых отношениях носит безвозмездный характер, а во-вторых, - односторонний. При уплате налогоплательщиком налогов государству отсутствует встречное движение эквивалентной стоимости, как это бывает в классическом акте купли-продажи.
GoFinances
Меню сайта
Другое
- Исследование прибыли в туризме
Основные источники получения прибыли - Государственный долг РФ
Нормативно-правовая база - Налоговая обязанность
Исполнение налоговой обязанности - Бюджетирование на предприятии
Составные части бюджетирования на предприятии