• Возникновение, эволюция, сущность и функции налогов

    Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э. Сакса, Ж.Б. Сея, И.Т. Посошкова и др. Позже эту идею в России развили известные налоговеды: Н.И. Тургенев, В.Н. Твердохлебов, И.Х. Озеров, ИМ. Кулишер, ЯЯ. Янжул и др. Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, т. е. они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования.[43, с.8]

    В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения о налогах: марксизм и неоклассицизм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо. Марксистское учение о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношениях было положено в основу реформирования производственных отношений в СССР начиная с 20-х годов XX в. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония. Их налоговые системы строились согласно идеям А. Маршалла, Дж. Милля и др.

    Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.П. Марья-хин, М.И. Пжкотин, Г.А. Рабинович, Н.Н. Ровинский, Г.П. Солюс, С.Д. Цапкин и другие доказывали имманентность налогов капитализму, а не социализму. Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к рекомендациям вырабатываемых в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Принижение значения товарно-денежных отношений практически уничтожило созданную в дореволюционной России налоговую систему. Продолжались и другие кардинальные преобразования в системе производственных отношений. Осуществлялись принципы жесточайшей централизации финансовых ресурсов. Региональные и местные бюджеты были переведены с собственной доходной базы на формирование подавляющей части доходов за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов. Эта система в видоизмененной форме действует в значительной степени и в современной Беларуси, хотя роль местных налогов в формировании региональных бюджетов довольно весома. При этом во всем мире развитие регионов основано на собственной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную самостоятельность.[43, с.9]

    Рыночные преобразования в экономике Беларуси требуют системного решения, как в выборе, так и в оценке направлений налогового реформирования. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории, в том числе классическая теория налогообложения, которая в дальнейшем получила развитие в иных концепциях, в частности, кейнсианской, монетаристской и др.[38, с.31]

    К основным принципам налогообложения, реализация которых позволяет создать эффективную налоговую систему большинство исследователей, относят принципы равномерности, определенности, удобства и дешевизны. Что касается принципа равномерности, то его суть сводится к обеспечению равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования. Это позволит создать равные условия для конкурентоспособности субъектов хозяйствования.

    Принцип определенности выражается в том, что налоговое законодательство должно быть стабильным, а корректировки его не должны приниматься так называемым задним числом, желательно также предоставлять адаптационный период для ознакомления налогоплательщиков с предстоящими новшествами в системе налогообложения. В белорусском налоговом законодательстве этот принцип реализуется далеко не в полной мере, что негативно сказывается на финансовом состоянии субъектов хозяйствования.[38, с.32]

    Принцип удобства означает, что налоговое законодательство должно быть простым, удобным и понятным для налогоплательщиков. В этом отношении белорусское налоговое законодательство постепенно совершенствуется, тем не менее, предстоит еще проделать существенную работу с тем, что упростить расчеты по ряду налогов и прежде всего по налогу на добавленную стоимость.

    Принцип дешевизны в определенной степени характеризует эффективность налоговой системы с позиций затрат на обеспечение ее функционирования, то есть характеризует уровень так называемых административных издержек. Наиболее эффективной является налоговая система. которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах на их сбор.[38, с.32]

    Эффективная налоговая система характеризуется также тем, что она не должна препятствовать развитию экономики, поскольку излишняя централизация средств в государственном бюджете свидетельствует о высокой налоговой нагрузке на субъекты хозяйствования, что тормозит нормальное развитие последних.

    Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru