• Роль и место инвестиций на машиностроительных предприятиях в России

    Рисунок 1 - Удельный вес объемов продукции подотраслей машиностроительного комплекса в 2010г

    Чтобы определить, какие позиции занимает отрасль машиностроения, рассмотрим, как за последние пять лет поменялась структура промышленности. Нужно отметить, что рассматриваются только отдельные отрасли промышленности, дающие наибольший вклад в ВВП страны. На рисунке 2 представлено, как изменялся вклад отдельных отраслей в общий объем производства. При составлении графика учитывался валовой объем производства, выраженный в рублях. Как видно из графика, в эти годы структура промышленного производства в России значительно изменилась.

    В 2010 году произошло снижение доли машиностроения с 25% до 16%. Одновременно с этим существенно возросла доля предприятий топливно энергетического комплекса (ТЭК) с 20,1% до 36,3%.

    Рис. 2 - Доля отдельных отраслей в общем объеме промышленного производства

    По итогам 2010 года доля машиностроения в России в общем выпуске производственной продукции составляла около 20%. В то же время объем машиностроения и металлообработки в экономически развитых странах (США, Германия, Япония) составляет от 36% до 45%, что обеспечивает им возможность перевооружения своей промышленности каждые 7-10 лет. В России же темпы обновления технологической базы не превышают 0,1-0,5% в год, а выбытие основных фондов - 1,5-2,5%, что во многом и определяет низкий технический уровень и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

    На рисунке 3 приведен график доли отдельных отраслей в общем объеме промышленного производства в 2006-2010 гг., скорректированный на индекс цен в каждой отрасли. Снижение доли машиностроения уже не является таким значительным, а доля ТЭК выросла не так сильно до 28,2% (в отличие от 34,5% без корректировки). Объяснение этого противоречия состоит в том, что в 2009 году значительно выросли цены на энергоносители, что и привело к росту доходов топливных компаний. Однако скорректированный на уровень цен график показывает, что в реальности доля ТЭК не намного превышает удельный вес, занимаемый в промышленности машиностроительным комплексам.

    Рисунок 3 - Доля отдельных отраслей в общем объеме промышленного производства

    Положительные тенденции последних лет в машиностроении обеспечили рост рентабельности выпуска товарной продукции с 5,4% в 2006 году до 12,5% в 2010 года (рис. 4). Одновременно сократилась, естественно, и доля убыточных предприятий с 40,3% до 26,4% в 2009г., хотя в 2010 г. она снова возросла до 40,9% (в связи с резким падением спроса). Снизился темп роста кредиторской и дебиторской задолженности.

    Рисунок 4 - Рентабельность и доля убыточных предприятий машиностроения в 2006-2010гг., %

    Итоги работы последних трех лет подтверждают, что факторы роста производства, связанные с импортозамещением и активизацией экспорта, исчерпываются. Причиной является постепенное сокращение ценового разрыва между импортной и отечественной продукцией вследствие постоянного роста тарифов на энергоносители, транспортные перевозки, цен на комплектующие изделия и издержек, связанных с экономически недостаточным объемом продаж.

    В 2010 году был отмечен значительный рост инвестиционной активности. Общий объем инвестиций в основной капитал - 2186,2 млрд. руб. (таблица 1.1.), что практически на 20% превышает уровень 2009 года и примерно в 1,9 раз больше уровня 2008 года. Объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах увеличился за 2010 год по сравнению с предыдущим годом на 12,5% (в 2009г. - на 2,8%).

    Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru