• Роль и место инвестиций на машиностроительных предприятиях в России

    В советское время отрасли машиностроения были лидером экономики страны. Сегодня же, несмотря на весьма значимые объемы промышленного производства, они находятся в "хвосте" инвестиционных рейтингов.

    При этом со стороны государства машиностроение получает минимальное внимание, находясь на положении "нелюбимого ребенка". Финансируемое в большинстве случаев по затратному принципу, без четко определенных стратегических целей и увязки с программами развития других отраслей, машиностроение воспринимается властями не как потенциальная "точка роста" экономики, а исключительно в качестве ее "груза". Специализированных целевых программ поддержки развития машиностроения на федеральном и в большинстве случаев - на региональном уровне (даже в Москве) в настоящее время не существует.

    В краткосрочной перспективе точка зрения государства и частных инвесторов абсолютно понятна: финансовое положение машиностроительных предприятий оставляет желать лучшего, а, значит, вложения в отрасль, скорее всего, будут убыточны. В то же время в долгосрочной перспективе без развитых отраслей машиностроения у государства и инвесторов есть угроза получения гораздо больших убытков в результате повышения импортзависимости, недополучения налоговых платежей, низкой эффективности работы госсектора.[10]

    Машиностроение - одна из крупнейших отраслей российской промышленности. На долю машиностроения, по итогам 2010 года, приходилось примерно 20% совокупного выпуска и 35% средней численности занятых в промышленности РФ. С точки зрения отношений с бюджетом ведущая роль машиностроения также бесспорна: это не только одна из бюджетообразующих отраслей, но и крупнейший задолжник по бюджетным платежам.

    Продукция российского машиностроения сегодня испытывает жесткую конкуренцию со стороны импортной продукции. По данным ГТК РФ, за 2010 год доля продукции машиностроения в экспорте составила 6,9% , а доля импортируемой машиностроительной продукции 40,4% . При этом темпы роста импорта в 2,5 раза превысили темпы роста экспорта!

    В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их условно объединяют в 4 группы:

    группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;

    группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей аграрно-промышленного комплекса (АПК) и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

    электротехника, приборостроение, станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение;

    автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).[15]

    Наибольший удельный вес в производстве продукции машиностроительного комплекса занимает автомобилестроение с долей в 31,5% (или около 45% продукции гражданского машиностроения), тогда как на электротехнику и приборостроение и на продукцию тяжелого машиностроения в сумме приходится менее 24% (10,7% и 12,7% соответственно). Наименьшую долю в комплексе занимает станкостроительная промышленность (1,9%). Также незначительные доли приходятся на строительно-дорожное производство, машиностроение для легкой и пищевой промышленности и на производство тракторного и сельскохозяйственного оборудования (доли соответственно 2,1%, 2,6% и 2,7%).Удельный вес продукции подотраслей машиностроительного комплекса представлен на рисунке 1

    Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru