• Проблемы применения НДФЛ и пути решения

    Целесообразность перевода НДФЛ в состав сначала региональных, а затем и местных налогов представляется очевидной. Причем вряд ли можно считать обоснованными опасения относительно того, что «регионализация» (а в конечном счете и «муниципализация») НДФЛ разрушит единое налоговое пространство страны [36]: согласно Налоговому кодексу РФ, законами субъектов Федерации в отношении рассматриваемого налога могут устанавливаться лишь дополнительные льготы, а также ставки, ограниченные федеральным предельным уровнем. Есть все основания утверждать, что региональные власти будут весьма осторожно подходить к снижению ставки налога и к предоставлению по нему дополнительных преференций, ибо это сокращало бы их бюджетные возможности. В данном контексте показателен продолжительный опыт функционирования налогов на имущество как юридических, так и физических лиц: очень немногие субъекты РФ снижали по ним предельные ставки налога; весьма редко предоставлялись и соответствующие дополнительные льготы [56].

    Применительно к порядку исчисления и уплаты НДФЛ можно отметить и другие нерешенные проблемы (в том числе связанные с льготированием, с обложением индивидуальных предпринимателей) [34]. Их необходимо анализировать и по итогам анализа разрабатывать рекомендации в отношении совершенствования подоходного налогообложения населения. Без решения охарактеризованных выше ключевых проблем в отношении НДФЛ налоговую реформу, нельзя считать завершенной.

    Налог на доходы физических лиц существовал на протяжении всего развития отечественной налоговой системы. И, как ни странно, на практике он вызывает не меньше вопросов, чем исчисление НДС или налога на прибыль. Разве что налоговые последствия могут оказаться не столь значительными для бюджета.

    Еще раз повторим, что плательщиками НДФЛ являются физические лица - налоговые резиденты и налоговые нерезиденты. Причем первые платят налог с доходов, полученных от источников как в России, так и за ее пределами, а вторые - только с доходов, полученных от источников в России (ст. 209 НК РФ).

    Достаточно часто на практике возникает вопрос с налогообложением доходов иностранных сотрудников, которых все чаще привлекают российские организации. Порядок удержания НДФЛ с заработной платы сотрудника-иностранца зависит от трех обстоятельств. Во-первых, от того, является ли иностранец налоговым резидентом. Во-вторых, является ли местом его работы территория РФ или территория иностранного государства. В-третьих, имеется ли договор об устранении двойного налогообложения между Россией и тем государством, гражданином которого является сотрудник-иностранец.

    К налоговым резидентам относятся физические лица, которые фактически находятся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ). Период нахождения иностранца в России не прерывается на период его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. При подсчете 183 календарных дней другие периоды нахождения за пределами РФ независимо от цели выезда (выполнение трудовых обязанностей или семейные обстоятельства) не учитываются [10].

    Подсчет необходимого срока начинается со дня, следующего за днем въезда иностранца на территорию России (ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, день въезда иностранца в страну при подсчете не учитывается, а день отъезда за пределы РФ включается в количество дней фактического нахождения в России [7].

    Если по итогам 2008 г. работник имел статус налогового резидента, то этот статус сохраняется и в течение января 2009 г. Ведь организация должна учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом [12].

    Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru