-
Управление дебиторской задолженностью
Одним из видов ликвидных оборотных активов является дебиторская задолженность, поэтому многие предприятия в первую очередь начали оптимизацию своей деятельности за счет повышения эффективности управления дебиторской задолженностью.
Для того чтобы управление дебиторской задолженностью было оптимальным, необходимо понять, сколько дебиторской задолженности нам необходимо собрать и в какие сроки это необходимо сделать, а также выбрать наиболее эффективные инструменты для ее возврата. Прежде всего, нужно провести анализ дебиторской задолженности и сгруппировать полученные результаты по:
менеджерам (с группировкой по отделам);
клиентам.
При группировке результатов по отделам/менеджерам используют следующую классификацию:
. дебиторская задолженность почти отсутствует вероятно, деятельность менеджеров очень эффективна, но данный вывод можно делать только после проведения дополнительного анализа других показателей: рентабельности продаж и так далее;
. вклад клиентов в общий товарооборот компании значительно превышает их вклад в формирование дебиторской задолженности;
. вклад клиентов в товарооборот компании соответствует их вкладу в формирование задолженности;
. вклад клиентов в общий товарооборот компании слишком мал по сравнению с вкладом в сформированную дебиторскую задолженность, именно эти клиенты - основные генераторы дебиторской задолженности.
Данная классификация может пригодится при разработке или корректировке кредитной политики компании в вопросе установления лимитов на предоставление товарных кредитов.
Основой для дальнейшей проработки является группировка по размеру коэффициента оборачиваемости. На данном этапе необходимо провести сегментирование клиентов по двум параметрам: объему продаж (АВС анализ) и группе, в которую они попали в соответствии с коэффициентом оборачиваемости. Из группировки по коэффициенту оборачиваемости нужно использовать только клиентов, попавших в 1-2 группы по коэффициенту оборачиваемости, так как клиенты из 3-й группы оцениваются как «безнадежные должники».
Эта группировка и будет являться основой для разработки плана действий по сбору дебиторской задолженности в сложившейся ситуации. Например, клиент, попавший в группу «А» по объему продаж и имеющий невысокий риск (оборачиваемость дебиторской задолженности от 0 до значения ниже среднего показателя по компании), может являться ВИП клиентом, который благодаря выбираемым объемам получил от менеджеров более длительную отсрочку платежа, а может это клиент, который просто выбирает объем и не платит вовремя, так как использует деньги в своих интересах, ведь кредиторская задолженность это один из самых недорогих способов привлечения заемных средств. К таким клиентам возможно применение различной степени «жесткости» при проведении переговоров о погашении задолженности. А вот клиентам из группы «С» по небольшому объему продаж с высоким риском, возможно лучше отказать в дальнейшем сотрудничестве так как затраты по работе с такими клиентами могут превышать доходы от сделок.
После рассмотрения объемов продаж и сроков оборачиваемости дебиторской задолженности нужно отделить просроченную дебиторскую задолженность от текущей (в рамках договора). Если дебиторская задолженность просрочена, то рекомендуется дополнительно сгруппировать по срокам невыполнения клиентом своих обязательств, например: до 5ти дней, от 5ти до 11ти, от 11ти до 20ти и так далее, так как основным и, наверное, самым важным критерием для оценки перспективности взыскания долга в сложившейся ситуации будет являться срок задолженности.
GoFinances
Меню сайта
Другое
- Исследование прибыли в туризме
Основные источники получения прибыли - Государственный долг РФ
Нормативно-правовая база - Налоговая обязанность
Исполнение налоговой обязанности - Бюджетирование на предприятии
Составные части бюджетирования на предприятии