• Управление дебиторской задолженностью

    В бухгалтерском учете при оценке оборачиваемости оборотных средств значительную роль играет объем дебиторской задолженности. Для углубления анализа дебиторской задолженности используют информационную базу аналитических ведомостей (журналы-ордера, ведомости учета расчетов).

    Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

    На первом этапе анализа рассчитывается средняя дебиторская задолженность. На втором этапе оценивается уровень дебиторской задолженности организации. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается как:

    КОАдз=ДЗ/ОА*100,

    где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

    ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности по товарному или потребительскому кредиту);

    ОА - общая сумма оборотных активов организации.

    На третьем этапе анализа определяются количество оборотов дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде.

    Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течении определенного периода.

    КОдз=ОР/ДЗср

    где КОдз - количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;

    ОР - общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;

    ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации.

    Данный коэффициент показывает насколько эффективно компания организовала работу по сбору оплаты за свою продукцию. Снижение данного показателя может сигнализировать о росте числа неплатежеспособных клиентов и других проблемах сбыта, но может быть связана и с переходом компании к более мягкой политике взаимоотношений с клиентами, направленной на расширение доли рынка. Чем ниже оборачиваемость дебиторской задолженности, тем выше будут потребности компании в оборотном капитале для расширения объема сбыта.

    Период погашения задолженности:

    /КОдз

    Чем выше величина периода просроченности задолженности, тем вероятнее становится риск не погашения задолженности.

    На четвертом этапе анализа определяется оборачиваемость для требуемого прироста оплаченной валовой выручки предприятия (в данном случае требуемый прирост оплаченной валовой выручки достигается за счет уменьшения суммы дебиторской задолженности):

    Оп = В / Пдс,

    где Оп - оборачиваемость для требуемого прироста валовой выручки;

    Пдс - необходимый прирост денежных средств к оплаченной валовой выручке, руб.

    На пятом этапе определяется срок оборота для требуемого прироста оплаченной валовой выручки предприятия:

    Сп = n / Оп,

    где Сп - срок оборота прироста валовой выручки.

    На шестом этапе определяется оптимальный срок сокращения оборачиваемости статьи дебиторской задолженности в целях реализации поставленных перед предприятием задач:

    ОСдз = Пдз - Сп,

    где ОСдз - оптимальный срок погашения статьи дебиторской задолженности предприятия.

    Управление дебиторской задолженностью в условиях кризиса

    Сегодня финансовый кризис признали все. Большинство представителей бизнеса уже осознали, что ситуация изменилась, но четкого понимания того, что же будет в дальнейшем, нет. В последние годы большинство компаний и предприятий активно питались кредитами. Бизнес финансировался и рефинансировал свои долги. Однако сейчас доступ к капиталам практически прекращен и это привело к тому, что резко увеличилась дебиторская задолженность у большинства компаний. Ситуация обостряется тем, что рассчитывать компаниям в ближайшем будущем можно будет только на свои силы и средства, а вот отдавать долги надо, причем во многих случаях уже по новым ставкам и в условиях гораздо худшей рыночной конъюнктуры. В связи со сложившейся ситуацией большинство компаний вынуждено изыскивать источники пополнения своих счетов путем оптимизации работы с менее ликвидными активами, так как необходимо не только гасить кредиты, но и поддерживать свой бизнес в рабочем состоянии. Кроме того, решение данной задачи дает возможность компаниям не только сохранить долю рынка, но и увеличивать ее за счет ухода с рынка более слабых игроков.

    Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru