-
Формирование логистических систем управления запасами
В дореформенные период снижение относительной величины запасов хотя бы на 10-15 процентов было равносильно полному срыву материального обеспечения процессов производства и обращения. Но стоило производителям и потребителям получить свободу в приобретении и распоряжении материальными ресурсами, как положение с запасами и оценкой их достаточности коренным образом изменилось. Уже в 1992 году национальное хозяйство функционировало при уровне запасов вдвое меньшем, чем в 1990 году [10].
Но может последовать возражение: снижение уровня запасов произошло не в результате нового поведения хозяйствующих субъектов, а в связи с обесценением имеющихся у них оборотных средств; хозяйствующие субъекты при таких ничтожных запасах работают, перебиваясь, как говорится, с хлеба на воду. Эти возражения не следует оставлять без внимания.
В 1992 году произошло резкое обесценение оборотных средств, а последующая инфляция сильно ограничила возможности предприятий по возобновлению запасов. Очень весомым фактором снижения запасов был спад производства и подавление спроса. И то, и другое должно было привести к изменению абсолютной величины запасов пропорционально сокращению объемов производства и потребления валового внутреннего продукта, то есть без существенных изменений относительной величины запасов. Между тем в 1992 году валовой внутренний продукт по сравнению с 1990 годом уменьшился на 19%, а физический объем совокупного (национального) материального запаса России сократился на 48%, то есть в 2,5 раза больше. Очевидно, такую разницу в темпах никак нельзя свести только к кризисным явлениям.
В дореформенный период (1991 год) отношение запасов товаров в торговле к валовому внутреннему продукту было равно 0,037. При этом постоянным «спутником» торговли был дефицит, серьезные перебои в удовлетворении спроса населения. В 1992 году уровень товарно-материальных запасов в торговле снизился до 0,023, затем в 1993 - до 0,017, но перебоев в торговле не наблюдалось.
Именно новые экономические отношения позволяют национальной экономике функционировать при значительно меньшем отвлечении ресурсов в запасы. Вместе с тем деформации в процессе перехода России к экономике рыночного типа не могли не привнести негативные моменты в формирование материальных запасов.
Ряд негативных явлений, характерных для современного состояния экономики России, дают основание считать, что в видимой перспективе изменение запасов вряд ли будет линейным. Неразвитость конкуренции среди производителей, неустойчивые соотношения цен, низкая платежеспособность хозяйствующих субъектов, неопределенность экономической стратегии государства, способов ее осуществления и т.п. являются почвой для маятниковой динамики запасов даже в условиях "генеральной линии" движения к развитию рыночных отношений.
Все будет зависеть от общей стратегии экономического развития, осуществляемой государством, и особенно - от мотиваций и поведения в ее рамках хозяйствующих субъектов.
Один из признаков инициативной экономики - активное управление материальными запасами. Однако это не означает, что главным действующим лицом в управлении запасами являются государственные органы федерального и регионального уровней. Национальный материальный запас есть сумма запасов, которыми располагают хозяйствующие субъекты, и именно их мотивация и действия оказывают реальное влияние на динамику абсолютной величины и уровня как их собственных, так и материального запаса в целом. Роль государственных структур в управлении национальным запасом ограничивается рамками некоторых его частей, прямо формируемых в общественных, социальных и политических целях (государственные материальные резервы и региональные страховые фонды, запасы в вооруженных силах), и главным образом, разработкой и осуществлением стратегии хозяйственного развития, направленной на структурные и институционные преобразования в общенациональном масштабе. Как показала практика, попытки прямого централизованного управления материальными запасами в конкретных хозяйствах и национальным запасом в целом являются антипродуктивными. Решающим фактором эффективного формирования и регулирования запасов служит заинтересованность конкретных субъектов хозяйствования и возможности ее реализации в процессе своего функционирования [11].
GoFinances
Меню сайта
Другое
- Исследование прибыли в туризме
Основные источники получения прибыли - Государственный долг РФ
Нормативно-правовая база - Налоговая обязанность
Исполнение налоговой обязанности - Бюджетирование на предприятии
Составные части бюджетирования на предприятии