-
Оценка рыночной стоимости предприятия доходным подходом
Рыночная оценка бизнеса во многом зависит от того, каковы его перспективы. При определении рыночной стоимости бизнеса учитывается только та часть капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. При этом очень важно, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы и с каким риском это сопряжено. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, позволяет учесть метод дисконтированных денежных потоков (ДДП).
Определение стоимости бизнеса данным методом основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов.
При оценки бизнеса можно применить одну из двух моделей денежного потока (далее по тексту ДП): ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала. Мы будем использовать модель ДП для собственного капитала. В таблице 1(см. п. 1.2.1.) показано, как рассчитывается ДП для собственного капитала. Применяя эту модель, рассчитывается рыночная стоимость собственного (акционерного) капитала предприятия.
Для построения модели необходимо сделать несколько допущений, связанных с состоянием рынка и прогнозом развития компании:
Нижеперечисленные параметры остаются неизменными на всем протяжении существования компании; срок действия компании неограничен;
Ставка налога на прибыль составляет 24%;
Горизонт планирования составляет три года;
Рентабельность продаж (т.е. отношение «операционная прибыль/продажи») составляет примерно 6%;
Ежегодно объем продаж будет возрастать на 15%;
Амортизационные отчисления на основные средства рассчитываются линейным способом и составляют примерно 12% от начальной стоимости основных средств;
Краткосрочные займы привлекаются под 15% годовых.
Определение адекватной продолжительности прогнозного периода - непростая задача. С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем больше число наблюдений и тем более обоснованным с математической точки зрения выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия. С другой стороны, чем длиннее прогнозный период, тем сложнее прогнозировать конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции, потоков денежных средств. По сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой практике прогнозный период для оценки предприятия может составить в зависимости от целей оценки и конкретной ситуации от 5 до 10 лет. В странах с переходной экономикой, в условиях нестабильности, где адекватные долгосрочные прогнозы особенно затруднительны допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет.
Оцениваемое предприятие работает на рынке около пяти лет и еще не вышло на стабильные темпы роста денежного потока, поэтому прогнозный период определим в три года (таблица 14 - 16).
Таблица 14 Прогноз баланса компании
Показатель
Текущий период
Прогнозный период
Постпрогнозный период
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Актив
Запасы и затраты
7061,6
8120,8
9338,5
10739,8
12350,7
Дебит. задолженность
870,5
1001,1
1151,2
1323,9
1522,5
Денежные средства
2114,2
2431,3
2796,03
2315,4
3697,7
Прочие активы
37,8
43,5
49,9
57,5
66,1
Основные средства
2064,5
2374,2
2730,3
3139,9
3610,9
Краткосрочные финансовые вложения
51,1
58,9
67,6
77,8
89,4
Итого активы
12199,7
14029,8
16133,5
18554,3
21337,3
Пассив
Уставный капитал
10
10
10
10
10
Продолжение Таблицы 14
Нераспред. прибыль
5289,5
6082,9
6995,5
8047,6
9254,5
Краткосрочные займы
1417,6
1631,9
1876,8
2158,3
2483,7
Долгосрочные займы
157
180,6
207,7
238,8
274,7
Кредит. задолженность
5325,6
6124,4
7043,5
8099,6
9314,4
Итого пассивы
12199,7
14029,8
16133,5
18554,3
21337,3
GoFinances
Меню сайта
Другое
- Исследование прибыли в туризме
Основные источники получения прибыли - Государственный долг РФ
Нормативно-правовая база - Налоговая обязанность
Исполнение налоговой обязанности - Бюджетирование на предприятии
Составные части бюджетирования на предприятии