-
Налоговая политика правительства Российской Федерации на современном этапе
На современном этапе налоговой политикой занимается: Минфин РФ и Правительство РФ. В основном рассматривается ее фискальная сторона. Законодательные органы, принимая поправки в НК РФ, не всегда анализируют их воздействие на экономическую жизнь и деятельность предприятий.
Вместе с тем, основными направлениями налоговой политики Российской Федерации продолжают оставаться в новом столетии упрощение налоговой системы, совершенствование работы налоговых органов и снижение налоговой нагрузки. «За прошедшие годы отменены многие малопродуктивные налоги (например, сбор за использование наименования «Россия») и обременительные «оборотные» налоги (налог на пользователей автодорог, налог с продаж). Некоторые налоги подверглись существенной трансформации или были «поглощены» другими (налог с владельцев транспортных средств и прочие «дорожные» налоги - в транспортный налог; платежи, связанные с пользованием природными ресурсами, - в налог на добычу полезных ископаемых; налог на рекламу - в единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности).
В целом общее число налогов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), сократилось в два раза (с 28 налогов в 2001 году до 14 налогов в 2008 году), причем в большей степени за счет региональных и местных налогов.
Структура доходов бюджетной системы Российской Федерации представлена перечисленными предприятиями реального сектора экономики налогами и сборами, доходами от внешнеэкономической деятельности, доходами от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в табл. 2.
Налоговая статистика по данным Федеральной налоговой службы в текущем 2009 году имеет не очень благополучные показатели. В консолидированный бюджет Российской Федерации в I полугодии 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 2875,5 млрд.рублей, что на 23,6% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июне 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 418,1 млрд.рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 2,4% (табл. 3).
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в I полугодии 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 25,7%, налога на прибыль организаций - 21,9%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 14,3% (рис. 1).
Таблица 2 - Консолидированный бюджет России в 2008 г.
Млрд. руб.
В процентах к ВВП
Доходы- всего
13250,7
40,2
из них:
налог на прибыль организаций
2172,0
6,6
налог на доходы физических лиц
1266,6
3,8
единый социальный налог
656,7
2,0
налог на добавленную стоимость:
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
1390,6
4,2
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации
871,1
2,6
акцизы по подакцизным товарам (продукции):
производимым на территории РФ
288,2
0,9
ввозимым на территорию РФ
26,2
0,1
налоги на совокупный доход
141,8
0,4
налоги на имущество
411,2
1,2
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
1235,1
3,7
доходы от внешнеэкономической деятельности
2408,3
7,3
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
525,0
1,6
платежи при пользовании природными ресурсами
82,4
0,2
безвозмездные поступления
17,7
0,1
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
112,3
0,3
GoFinances
Меню сайта
Другое
- Исследование прибыли в туризме
Основные источники получения прибыли - Государственный долг РФ
Нормативно-правовая база - Налоговая обязанность
Исполнение налоговой обязанности - Бюджетирование на предприятии
Составные части бюджетирования на предприятии