• Финансовая политика России на современном этапе

    В результате неоправданного сжатия количества наличных денег и других мер денежной рестрикции (повышения резервных требований и ставки рефинансирования) возникла противоречивая, но вполне объяснимая и предсказуемая ситуация: банки испытывали нехватку резервов ликвидности, но в то же время на счетах бюджета скопились крупные избыточные средства, не находившие применения. Весной 2008 г. ЦБ и Минфин впервые предложили банкам краткосрочные кредиты в размере 300 млрд. руб. Банки, напротив, вполне обоснованно настаивали на предоставлении им дополнительных ресурсов для кредитования на достаточно длинные сроки.

    Во II квартале 2008 г. вновь возрос ввоз капитала, поэтому объем покупок валюты ЦБ увеличился, по сравнению с I кварталом, почти в шесть раз. В результате излишек на счетах бюджета сверх расходов на покупку валюты оказался, отчасти, востребованным.

    Однако в III квартале ситуация вновь изменилась: начался отток иностранного капитала, вызвавший снижение курса рубля и продажу части официальных валютных резервов. В то же время профицит бюджета, судя по динамике остатков на счетах правительства в ЦБ, в июле продолжал увеличиваться. Соответствующими данными за август мы не располагаем, но, как говорилось выше, профицит в августе, по-видимому, снизился, но остатки на счетах правительства могли увеличиться в результате продажи части официальных резервов. В результате на счетах бюджета скопились излишние суммы, измеряемые уже не сотнями миллиардов, а триллионами рублей. Теперь ЦБ и Минфин предлагают кредиты банкам на срок от трех месяцев и более, т.е. рассматривают эти кредиты не как предоставление краткосрочных резервов ликвидности, а как предоставление дополнительных кредитных ресурсов. В сентябре ЦБ и Минфин сообщили, что они могут предоставить кредиты банкам в размере 3 трлн. руб.Для сравнения, напомним, что в I полугодии 2008 г. ВВП составил немногим более 19 трлн. руб., расходы консолидированного бюджета - 5,5 трлн. руб., профицит - 2 трлн. руб. Таким образом, избыточные средства, которые денежные власти стремятся теперь впрыснуть в экономику, составляют более 15% ВВП, произведенного в I полугодии 2008 г.

    Конечно, избыточные рублевые средства бюджета нужно использовать, и предоставление банкам дополнительных кредитных ресурсов под умеренные проценты, возможно, не самый плохой метод такого применения; Вместе с тем было бы разумно, чтобы государство определяло приоритетные направления использования этих ресурсов банками и контролировало ставку процента, по которой предоставляются эти кредиты. Часть избыточных средств бюджета правительство могло бы использовать для дополнительного финансирования социальных и экономических программ.

    Заключение

    Следует отметить возрастание взаимозависимости между денежно-кредитной политикой, проводимой Центральным банком России, и финансовой политикой правительства, проводимой Министерством финансов. При этом возникла задача их координации. Без правильной денежно-кредитной политики, направленной на регулирование денежной массы в обращении, и определения необходимого коэффициента монетизации не может быть эффективного бюджета. С другой стороны, необходимость финансирования дефицита бюджета в условиях экономического кризиса наносит ущерб денежному обращению, порождает эмиссию и вслед за ней инфляцию.

    В настоящее время можно выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики:

    · обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики с целями развития экономики;

    · повышение эффективности финансового регулирования;

    Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru