-
Генеральный бюджет организации
Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:
планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;
определение показателей, которые будут использоваться при оценки этой деятельности;
корректировка планов, с учетом предложенных поправок.
В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:
генеральные и частные;
гибкие и статические.
Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называют генеральным. Его цель- объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.
В результате составления генерального бюджета создаются:
прогнозируемый баланс;
план прибылей и убытков;
прогноз движения денежных средств.
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:
.Операционного бюджета- включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные ) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;
.Финансового бюджета- включающего бюджеты капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.
Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило идет снизу вверх. Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета (особенно его операционной части) во многом зависит от вида деятельности организации. В связи с этим можно выделить такие основные его типы:
1. Генеральный бюджет торговой организации;
2. Генеральный бюджет производственного предприятия.
Генеральный бюджет производственного предприятия также как и торгового состоит из операционного и финансового бюджетов (Рис.1). Все частные бюджеты взаимосвязаны.
Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков. В промышленности он имеет следующий вид:
Выручка - Производст. Себестоим. Реализ. продукции = Валовая прибыль
Валовая прибыль - Операционные расходы=Операционная прибыль
Выручка от продаж определяется бюджетом продаж по формуле 1:
Ср= Згпн+Спр -Згпк, (1)
Где Ср- себестоимость реализованной продукции, руб.
Згпн- запасы готовой продукции на начало периода, руб.
Спр- себестоимость произведенной продукции, руб.
Згпк- запасы готовой продукции на конец периода, руб.
Рис.1 Генеральный бюджет производственного предприятия.
Таким образом, для составления бюджета себестоимости реализованной продукции необходимо составить бюджет себестоимости произведенной продукции и оценить запасы готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
Запасы готовой продукции на начало периода приводятся в балансе предприятия. Стоимость запасов на конец периода определяется в бюджете запасов на конец отчетного периода, который разрабатывается по решению руководства.
Следовательно, для построения бюджета себестоимости произведенной продукции необходимо составить:
бюджет производства;
бюджет закупок материалов;
бюджет затрат по прямой заработной плате;
бюджет общепроизводственных расходов.
Функции бюджета как средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравнивают с фактическими. Иными словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели.
Основной вопрос- Каковы причины отклонения прибыли фактической от плановой? Проводится пофакторный анализ прибыли, который выполняется на четырех уровнях- нулевом, первом, втором, третьем.
В основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами.
Первый уровень. Расчеты, выполняемые на первом уровне факторного анализа прибыли, предполагают использование данных гибкого бюджета, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого из них здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменения затрат в зависимости от изменения уровня продаж, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае последний составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.
Перейти на страницу: 1 2
GoFinances
Меню сайта
Другое
- Исследование прибыли в туризме
Основные источники получения прибыли - Государственный долг РФ
Нормативно-правовая база - Налоговая обязанность
Исполнение налоговой обязанности - Бюджетирование на предприятии
Составные части бюджетирования на предприятии