• Основные проблемы бюджетного финансирования образования

    Главная проблема - ежегодное сокращение числа учащихся в среднем на 7 %. Далеко не всегда программа оптимизации сети общеобразовательных учреждений позволяет обеспечить должный уровень финансирования при условии сохранения доступности образования на территории конкретного населенного пункта.

    Остаются учреждения, которые ликвидировать в данный момент просто нельзя, а при условии нормативного финансирования их выживание становится просто невозможным. При этом предусмотренная методикой отмена поправочных коэффициентов совпадает по времени с нарастающими темпами сокращения контингента учащихся.

    Следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин многоуровневое финансирование.

    Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательных учреждений устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждений, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. Недостаток бюджетного финансирования покрывается внебюджетными средствами, получаемыми преимущественно за счет:

    - сдачи в аренду свободных помещений;

    - благотворительных средств и средств международных организаций, получаемых на безвозмездной основе;

    - оказания образовательных услуг на платной основе.

    В последнее время обсуждается вопрос о необходимости решения на законодательном уровне вопроса участия негосударственных предприятий и организаций, физических лиц в учредительстве образовательных учреждений при гарантиях сохранения их целостности и профиля деятельности, что могло бы значительно уменьшить расходы бюджета на содержание этих учреждений.

    В связи с предъявляемыми высокими требованиями к сфере образования в нее необходимо увеличивать государственные инвестиции, что возможно при реализации инновационного варианта развития российской экономики. Согласно Концепции долгосрочного развития РФ общие расходы на образование возрастут с 3,5% ВВП (2008-2010 гг.) до 5,5% ВВП в 2020 г. (и 6% ВВП в 2030 г.), в том числе расходы бюджетной системы - с 2,5 до 3,5% ВВП; темп роста государственных инвестиций в период до 2020г. составит не менее 10%. Для сопоставления, по данным Росстата, государственные расходы на образование составляют в настоящее время в Германии - 5,3% ВВП, Великобритании - 5,7, Франции - 5,6, США - 5,6, а в среднем по странам G8 (без учета РФ) - 5,5% ВВП.

    Перейти на страницу: 1 2 

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru