• Анализ безубыточного объема реализации

    В современных условиях на предприятиях вопросы регулирования массы и динамики прибыли входят на одно из первых мест в управлении финансовыми ресурсами.

    Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: "затраты - объем производства (реализации) продукции - прибыль". Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности.

    Безубыточность - такое состояние, когда деятельность не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить и в сумме, на которую необходимо продать продукции, чтобы покрыть затраты, после чего каждый дополнительный рубль выручки от реализации будет приносить прибыль предприятию.

    Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

    В основу анализа безубыточности положено деление операционных затрат в зависимости от их эластичности к изменению уровня деловой активности предприятия на переменные и постоянные и использование предельных величин.

    К переменным затратам, которые изменяются от изменения объема выпуска продукции, относятся сырье и материалы, топливо и энергия для технологических целей, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата основных производственных рабочих, освоение новых видов продукции и др. К постоянным затратам - амортизационные отчисления, арендная плата, заработная плата административно-управленческого аппарата, проценты за кредит, командировочные расходы, расходы на рекламу и др.

    Для определения безубыточного объема продаж применяется следующая формула [5, с. 125]:

    Вкр = А / Дмп, (2.4)

    где Вкр - безубыточный объем продаж, р.;

    А - постоянные затраты, р.;

    Дмп - доля маржинальной прибыли в выручке, %.

    Определение безубыточности может осуществляться аналитическим и графическим способами.

    Определение безубыточного объема продаж аналитическим способом на РПУП "Могилевский завод "Строммашина" представлено в таблице 2.8 (приложения В, Г, Д, Е).

    Таблица 2.8 - Определение безубыточного объема продаж

    Показатель

    2007 г.

    2008 г.

    2009 г.

    1. Выручка от реализации продукции, млн р.

    51 230

    53 829

    86 102

    2. Постоянные затраты, млн р.

    14 255

    16 007

    25 194

    3. Переменные затраты, млн р.

    33 317

    35 700

    56 155

    4. Прибыль от реализации продукции, млн р.

    3 658

    2 122

    4 753

    5. Маржа покрытия, млн р. (стр. 1 - стр. 3)

    17 913

    18 129

    29 947

    6. Доля маржинальной прибыли в выручке, % (стр. 5 / стр. 1 х 100)

    35

    34

    35

    7. Безубыточный объем продаж, млн р. (стр. 2 / стр. 6 х 100)

    14 768

    47 528

    72 436

    8. Отклонение фактического объема продаж от безубыточного, млн р. (стр. 1 - стр. 7)

    10 462

    6 301

    13 666

    По данным таблицы 2.8 видно, что за период 2007 - 2009 гг. на РПУП "Могилевский завод "Строммашина" фактический объем продаж выше безубыточного объема продаж, что говорит о наличии прибыли, финансовой устойчивости предприятия и эффективной системы сбыта на предприятии.

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru