• Государственный долг как инструмент регулирования экономики

    Основное назначение государственного долга - быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач:

    § фискальной

    - получить финансовые средства для нужд государства;

    § регулирующей

    - использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.

    Стабилизационное воздействие на экономику осуществляется посредством изменения либо:

    § объема государственной задолженности,

    § ее структуры, что позволяет влиять на основные макроэкономические показатели.

    Если основные государственные обязательства сосредоточены в небанковском секторе, то влияние государства на уровень потребления, сбережений и инвестиций будет более прогнозируемым: в период экономического спада путем займов государство мобилизует накопление денежных средств, с помощью которых государственные мероприятия будут стимулировать конъюнктуру. В период оживления и подъема государство размещает свои займы в частном секторе за счет уменьшения уровня потребления и сбережений.

    Если же кредитование государства осуществляется за счет банковской системы, то воздействие государственного долга на экономическую конъюнктуру сложнее, так как изменение потребления, сбережений и инвестиций осуществляется опосредованно, через банковскую систему.

    Воздействие государственной задолженности на экономический рост всегда упирается в целевое назначение мероприятий правительства, профинансированных за счет кредитов государства. Так, практика государственного регулирования в 70-80-е гг. свидетельствует, что позитивное влияние дефицитного финансирования на уровень занятости связано с циклической безработицей. В условиях же структурной безработицы, типичной в последнее время для многих развитых стран, стимулирующая бюджетная политика государства приводит к стагфляции.

    Таким образом, государственный долг связан с государственным регулированием экономики, с необходимостью смягчения противоречия между экономическими и социальными потребностями общества и возможностью их удовлетворения за счет бюджетных средств.

    Государственный долг зависит от состояния экономики. Поэтому очень важно нулевое назначение государственных кредитных ресурсов: на какие нужды идут государственные средства - на удовлетворение экономических и социальных нужд общества или на увеличение административных расходов государства, на обеспечение структурных сдвигов в общественном производстве или на обогащение отдельных групп населения.

    Во втором случае государственный долг не является средством государственного регулирования экономики, а отражает кризисные процессы в хозяйстве и потому требует активных стабилизационных мер государства.

    Главной выгодой для государства, обосновывающей полезность госдолга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - впроцентах от ВВП (за определенный период времени, за экономический цикл).

    Размер сальдо бюджета и объем реального валового внутреннего продукта - два важнейших фактора, определяющих динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, профицит бюджета позволяет погашать долг.

    Перейти на страницу: 1 2 3

Меню сайта

Другое


Все права принадлежат www.gofinances.ru