-
Налогообложение имущества физических лиц
При этом выявлена интересная тенденция: количество выделяемых интервалов стоимости объекта не влияет на величину минимального размера стоимости, к которой применяется минимальная ставка: в 99% регионах минимальная граница стоимости составляет 300 тыс. руб. Исключение имеет место в гг. Архангельске и Смоленске (четыре интервала налогообложения) - этот параметр снижен до 100 тыс. руб., но одновременно уменьшено и минимальное значение используемой ставки - 0,05%. Однако значение максимальной границы стоимости недвижимости почти во всех таких регионах завышена по сравнению с предлагаемой (свыше 500 тыс. руб.): в гг. Кемерово, Мурманске и других этот показатель составляет 700 тыс. руб., в гг. Астрахани, Краснодаре и других - 1000 тыс. руб., в гг. Калуге, Новосибирске, Ставрополе и других - 1500 тыс. руб., в гг. Воронеже и Иркутске - 2000 тыс. руб., а в г. Иванове, Ленинградской области - 3000 тыс. руб. Наиболее высокое значение верхней границы стоимости имущества установлено в 2009 г. в г. Тамбове (девять интервалов стоимости имущества), а имущество стоимостью свыше 7500 тыс. руб. облагается по ставке 1,5%
В настоящее время в целях ликвидации излишней налоговой нагрузки на граждан наблюдается тенденция увеличения количества интервалов стоимости объектов недвижимости: с 2009 - 2010 гг. во многих регионах осуществляется (или планируется это сделать) введение пяти-шести интервалов. Кроме того, большее количество выделяемых интервалов стоимости объектов недвижимости позволяет применять максимально возможную ставку налогообложения, равную 2%, которая пока используется лишь в четверти регионов.
Почти во всех регионах действуют адвалорные ставки (в процентах от стоимости объекта налогообложения), но в г. Ростове в отношении имущества стоимостью свыше 500 тыс. руб. используется смешанная ставка, равная 1500 руб. плюс 1% со стоимости имущества, превышающего 500 тыс. руб. Такой механизм налогообложения позволяет, с одной стороны, планировать доходы местных бюджетов, а с другой - в большей степени учитывать интересы налогоплательщиков.
Как известно, налоговые ставки устанавливаются исходя из суммарной инвентаризационной стоимости и типа объекта недвижимости (жилой или нежилой фонд). Именно этот подход реализуется в большинстве регионов РФ. Однако в некоторых муниципальных образованиях (гг. Архангельске, Владимире и др.) действуют единые ставки налога для всех объектов недвижимости - жилых домов, квартир, прочих строений и т.д. (гг. Йошкар-Ола, Уфа). В других же муниципальных образованиях (в гг. Калининграде, Оренбурге, Саратове) ставки установлены с учетом еще одного критерия: целевого использования объекта недвижимости - для осуществления предпринимательской деятельности или нет. Такой вариант налогообложения представляется более корректным, поскольку позволяет четче дифференцировать возможности каждого плательщика по уплате налога.
Как уже отмечалось, несмотря на стабильность налоговых ставок в последние 2 - 3 года, в большинстве регионов страны существенно возросли размеры платежей по налогу на имущество граждан. Основными предпосылками этих изменений явились:
увеличение налогооблагаемой базы - перерасчет инвентаризационной стоимости объектов налогообложения;
изменение правил расчета налогооблагаемой базы.
При расчете налоговой базы используется восстановительная стоимость объекта недвижимости, т.е. стоимость с учетом его износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы, услуги. Сведения о величине инвентаризационной стоимости каждого объекта по состоянию на 1 января каждого года устанавливают органы технической инвентаризации. При расчете восстановительной стоимости учитывается стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1969 г. (если дом построен позже, то на год постройки). Однако поскольку сметная стоимость строительно-монтажных работ не пересматривалась с начала 1990-х гг., а затраты на оплату труда работников строительной сферы - с 1986 г., то приходится проводить переоценку стоимости имущества на основе поправочных коэффициентов. Корректирующие коэффициенты для расчета стоимости имущества, установленные в 1992 г., периодически корректируются органами власти муниципалитетов. Значения этих коэффициентов перерасчета за период с 1992 г. в муниципалитетах довольно различны: 16,3 - в г. Челябинске, 45,9 - в Свердловской области, а в г. Перми - 52,34. Причем практикуется ежегодное увеличение коэффициентов в связи с инфляцией. Однако на практике получается, что прирост коэффициентов с учетом износа объектов недвижимости существенно, т.е. в несколько раз, перекрывает годовой темп инфляции. В частности, в г. Саратове в 2007 г. прирост коэффициента составил 14%, в 2008 г. - 17%, а на 2009 г. был запланирован в размере 25%; в Башкортостане для всех муниципалитетов на 2009 г. показатель определен с коэффициентом 1,56 по отношению к уровню 2007 г., а в г. Брянске только за 1 год коэффициент вырос почти в три раза. Как следствие, существенно повысилась величина налога.
GoFinances
Меню сайта
Другое
- Исследование прибыли в туризме
Основные источники получения прибыли - Государственный долг РФ
Нормативно-правовая база - Налоговая обязанность
Исполнение налоговой обязанности - Бюджетирование на предприятии
Составные части бюджетирования на предприятии